Особенности ремонта
В бытовых аппаратах применяются различные двигатели – асинхронные трехфазные, коллекторные однофазные и однофазные с пусковой обмоткой. Неисправности с обмотками возникают в 90% случаев отказа.
Перемотать двигатель своими руками не так сложно. Если есть опыт работы с электричеством, своя мастерская или гараж, то можно отремонтировать электрическую машину самостоятельно.
Для этого потребуется:
- тестер или мультиметр;
- подготовить рабочее место и необходимые материалы;
- инструменты: кусачки, молоток, выколотки, напильник, шлифовальную шкурку и т.п.;
- обеспечить соблюдение правил техники безопасности.
Чтобы перемотать двигатель, потребуется специальный станок. Но в домашних условиях для восстановления одного двигателя приобретать его не целесообразно.
Подготовительные работы
Для начала разберемся, как правильно перемотать электродвигатель. Первое что следует сделать – это определить параметры провода и количество витков в катушке. Тут поможет интернет. На форумах люди обсуждают подобные проблемы, а так же рассказывают о личном опыте, как они перематывали двигатели.
При отсутствии нужной информации в интернете, можно узнать ее самостоятельно при осмотре «движка». При сильном выгорании «укладок» находим наиболее целый участок обмотки. Его нужно почистить.
Чтобы избавить провода от нагара воспользуйтесь растворителями. Теперь «катушки» не стоит жалеть, они уже не пригодны. Если не получается очистить обмотку растворителем, то можно ее обжечь.
Есть различные схемы перемотки электродвигателей
Прежде чем извлекать «катушки», следует обратить внимание, как они соединены между собой. И тогда в точности можно скопировать их сборку.
Выступающую верхушку «укладки» надо срезать. Для этого подготовим соответствующий инструмент, все зависит от сечения провода. Чем оно больше, тем серьезнее инструмент понадобится. Срезанную часть нужно разделить на отдельные провода. Так удобнее определить сечение и количество витков.
Сняв обмотку, проверяем железо, на которую она была намотана. Сталь должна быть гладкой без вмятин и заусенций. Дефекты способны повредить изоляционный слой медных проводов, что приведет к очередному пробою. Поэтому все неровности следует зачистить наждачной бумагой.
Пошаговая инструкция перемотки электродвигателя своими руками
Необходимо сразу предупредить, что без спецоборудования и навыков работы перемотка катушек будет, скорее всего, бесполезным занятием. С другой стороны отрицательный опыт это тоже опыт. Понимание сложности процесса является лучшим объяснением его стоимости.
Первый этап — демонтаж
Мы приводим алгоритм действий для асинхронных машин, он следующий:
- Отключаем привод от сети (380 или 220 В).
- Демонтируем электромотор с конструкции, где он был установлен.
- Снимаем задний защитный кожух охлаждающего вентилятора.
- Демонтируем крыльчатку.
- Откручиваем крепление торцевых крышек, после чего снимаем их. Начинать желательно с фронтальной части, после ее демонтажа ротор легко «выйдет» с тыловой крышки.
- Вытаскиваем ротор.
Данный процесс можно существенно облегчить, если использовать специальное устройство – съемник. С его помощью легко освободить вал двигателя от шкива или шестерни, в также снять торцевые крышки.
Съемник для демонтажа
Мы не будем приводить инструкцию по разборке коллекторного двигателя, поскольку особо не отличается. Строение электромашины данного типа можно найти на нашем сайте.
Этап второй — снятие обмотки
Очередность действий следующая:
- При помощи ножа снимаем бандажный крепеж и изоляционное покрытие с мест соединений проводов. В некоторых инструкциях рекомендуется зафиксировать схему соединений, например, сделав фотоснимок. Делать это особого смысла нет, поскольку это справочная информация и узнать ее по марке двигателя не составляет проблемы.
- Используя зубило, сбиваем верхушки проводов с каждого торца статора.
- Освобождаем пазы, используя пробойник соответствующего диаметра.
- Очищаем статор от грязи, копоти, лака пропитки.
Статор, освобожденный от обмотки
На этом этапе мы рекомендуем остановиться, взять корпус и отвезти его специалистам. Самостоятельный демонтаж позволит снизить стоимость восстановительных работ. Как уже упоминалось выше, без спецоборудования качественно перемотать катушки довольно сложно. Для понимания сложности процесса опишем его технологию, что позволит облегчить выбор.
Перемотка статора (финальная фаза)
Процесс состоит из следующих действий:
- Установка изоляторов в каждый паз (гильзование).
- Толщина материала и его характеристики подбираются по справочнику.
- Определяются обмоточные данные по марке двигателя.
- На специальном станке производится намотка необходимого количества витков всыпных катушек. В сети можно найти фото и параметры самодельных ручных станков, но качество их работ довольно сомнительное.Станок для намотки всыпной обмотки
- Катушечные группы укладываются в пазы, после чего производится их обвязка и соединение. Эти процессы довольно сложные и выполняются вручную.
- Осуществляется пропитка. Для этого корпус нагревается до температуры 45°С – 55°С и полностью погружается в емкость с пропиточным лаком. Заливать лаком провода не имеет смысла, поскольку в этом случае все равно останутся пустоты.
- После пропитки корпус помещают в специальную камеру, где осуществляется сушка при температуре 130-135°С.
- Финальное тестирование катушек омметром.
- Сборка и пробный запуск (если в ремонт передавались на только корпус, а и остальные детали и крепления).
Если на восстановление сдавался только корпус, рекомендуем перед тем, как включать мотор, проверить катушки.
Типы электродвигателей и особенности ремонта
Данные устройства производятся в разных конструктивных исполнениях. Выход из строя обмотки в промышленности ремонтируется отправкой двигателя в ремонтный цех, где двигатели разбирают, чистят, ревизируют.
Потом неисправные обмотки перематывать стараются на специальных намоточных установках. После этого собирают и проверяют двигатели на рабочих оборотах с измерением тока холостого хода и под предполагаемой нагрузкой.
Электродвигатели подразделяются на два типа:
- с короткозамкнутым ротором моторы представляют собой простоту изготовления, дешевизну и имеют высокий коэффициент полезного;
- с фазным ротором, используют такое конструктивное решение при недостаточном напряжении питающей сети, если этого питания не хватает для запуска устройства.
Неисправность таких устройств в быту устраняется совместно с сервисной службой или сдачей этого мотора в мастерскую. Но, что же делать если поблизости нет сервиса и нет возможности отдать в ремонт профессионалам?
Единственный вариант попробовать разобрать в домашних условиях и обеспечить перемотку самостоятельными силами. Перематывать обмотки может человек, обладающий минимальными знаниями о способе проведения перемотки.
Разборка электродвигателя
Перед разборкой необходимо обработать мотор влажной чисткой, затем очистить ветошью. Откручиваем крышку вентилятора, снимаем последовательно все болты. После этого спрессовываем вентилятор, предварительно открутив его фиксирующий болт.
Откручиваем крепления подставки и крепление фланцев. Отсоединяем борно электродвигателя с клеммником. Все крепления и болты надо складывать отдельно, чтобы не было проблем в дальнейшем со сборкой. Откручиваем передний фланец вместе с ротором и вытаскиваем.
Разное устройство электродвигателей заставляет предварительно задумываться: «Какая из обмоток вышла из строя роторная или статорная». С помощью приборов омметра и мегоомметра проводим проверку обмоток.
Прозваниваем двигатель омметром между тремя фазными выводами на одинаковость сопротивления. Проверяем омметром каждую фазу на землю, сопротивление должно быть порядка нескольких мегоОм и выше. Затем берём мегоомметр и проверяем сопротивление изоляции каждой обмотки на корпус.
Определились с неисправной обмоткой, в нашем случае неисправна обмотка статора, а ротор имеет неразборную конструкцию. Демонтаж статора не совсем простая задача, как казалось бы на первый взгляд.
Если обмотка оплавилась очень сильно и электродвигатель вышел из строя от перегрева, то выбивать её не понадобится, она достаточно легко снимется со своих мест крепления. Случилось так, что обмотка подгорела немного или она в обрыве, то лак очень хорошо будет держать, и даже попытки сбить зубилом не приведут к полному удалению старых частей.
Как вариант, можно развести костёр и нагреть корпус статора чтобы весь лак внутри выгорел. После таких действий старые отложения высыпятся сами.
Необходимо дать остыть корпусу на воздухе, не прибегая к жидкостному охлаждению, в противном случае корпус не выдержит разности температур и треснет. Зачистка внутренней поверхности требуется до состояния блеска. Не должно остаться окалин от оплавленного лака и меди.
Потребуется подсчёт количества витков и параметры провода. Подбираем для перемотки именно обмоточный провод. Эта проводка имеет особенные свойства. По форме бывают округлые и прямоугольного сечения.
Проводка обладает очень малым сопротивлением изоляции. В мастерских по ремонту имеются механические устройства намотки обмоток, провода берутся с повышенной прочностью изоляции, в маркировке добавляется буква М. Мы проводим перемотку своими руками, поэтому возьмём провод с обычной изоляцией с параметрами соответствующими предыдущей.
Уникально низкая стоимость перемотки электродвигателя – спецпредложение мастерской
- Отсрочка платежа
- Безналичный расчет
- Наличный расчет
- Банковские карты
перемотка электродвигателя в минске
Электродвигатель сегодня используется часто. Этот агрегат можно увидеть во многих современных технических средствах и технике, использующейся, как для выполнения определенный работ, так и в быту. Людям они знакомы по таким приборам, как, например, электросварка.
Так в период дачного сезона требуется много внимания уделять приусадебному участку и люди используют для этой цели разнообразную технику, которая и оборудована именно электродвигателями. Самой распространенной услугой является перемотка статора электродвигателя, которую наши мастера выполняют максимально быстро, всегда качественно и гарантировано надежно.
Выгода сотрудничества
стоимость перемотки электродвигателя
Опытные сотрудники нашей мастерской обладают всеми необходимыми знаниями и умениями по ремонту, в том числе, и по перемотке обмоток абсолютно всех существующих сегодня видов электродвигателей и оборудованияна их основе. В большей степени именно знания и богатый опыт, а также, без сомнения, индивидуальный подход к решению каждой конкретной проблемы делает нашу мастерскую привлекательным местом для всех клиентов.
Однако главную роль играет доступная для каждого человека стоимость перемотки электродвигателя, вне зависимости от размеров двигателя и степени поломки устройства
Важно помнить, что мастера принимают в работу любой неисправный двигатель, а возвращают, естественно, полностью рабочий механизм, готовый вновь радовать успешными показателями производительности
Специалисты берут за основу стандарты и рекомендации, которые выдвигаются и предъявляются к электродвигателям определенной марки на производстве, благодаря чему качество работ возрастает, а продолжительность «жизни» электродвигателя после ремонтных работ также увеличивается.
Перемотка электродвигателей в минске
успех хорошего отношения
Наша мастерская работает, чтобы радовать людей. Кредо компании и каждого ее сотрудника – «неизменно высокое качество и надежность по минимально возможной цене». Именно поэтому обращение к нам, станет для клиента правильным решением своей проблемы.
Практика показывает, что индивидуальный подход, как к самому человеку, так и к его проблеме помогает скорейшему разрешению сложной ситуации. Мастера — ремонтники проведут с человеком обстоятельную беседу, которая сможет помочь им с поисками ответа на основной вопрос: что же произошло с устройством и двигателем в частности. Следует отметить, что мы стараемся придерживаться спокойной манеры общения.
Столь распространенная сегодня услуга, как перемотка электродвигателей в минске, производится нашими сотрудниками насколько это возможно быстро, заказ выполняется в большинстве случаев за несколько часов, но если возникают трудности и ремонт нужно продлить, мы сообщим об этом, чтобы не заставлять клиента переживать и метаться в догадках.
Важно отметить, что перемотка любого оборудования и электродвигателей в том числе, производится исключительно после полной диагностики. Кроме того, после проведенного нашими специалистами – техниками ремонта, срок эксплуатации электродвигателя значительно подрастет и составит, как минимум столько же, сколько он уже проработал, до того как попасть на стол к мастеру
Обращение к нам – гарантия отличного исхода дела, успеха, радости, поскольку мастерская оснащена всем необходимым оборудованием для отличного, а главное не уступающего официальному сервисному ремонту. У нас имеется все, что нужно, чтобы соответствовать требованиям современности. Мы применяет исключительно сертифицированные материалы, потому можем полностью быть уверенными в качестве проделанной работы.
Правила изготовления
Для обеспечения корректной работы, мотор-колеса Дуюнова, своими руками сделанного, необходимо предусмотреть приобретение набора предохранителей и подходящей проводки. Перед изготовлением приспособления желательно изучить принцип его работы. По сути, рассматриваемое устройство представляет собой электрический мотор постоянного тока. Моторное колесо помещается на спицы обода спереди или сзади. Мощность подобных агрегатов может варьироваться от 250 до 1000 Вт.
Образец на один киловатт способен развивать скорость до 60 км/ч. Не стоит проводить такие эксперименты на горных трассах и извилистых улицах в городской черте. Независимо от мощности, прибор не нуждается в дополнительных настройках и специальном обслуживании.
Создать мотор-колесо Дуюнов своими руками смог благодаря проведению правильных и грамотных расчетов узлов сборки. Это позволит выбрать оптимальные условия работы, а также предотвратит последующее затирание агрегата и его заклинивание. Игнорирование этого этапа приводит к поломке всего велосипеда, вплоть до полной деформации деталей. Как вариант, можно в конструкции использовать компоненты, бывшие в употреблении, если они находятся в нормальном техническом состоянии. Элементы, которые нельзя изготовить самостоятельно, можно приобрести в специализированных магазинах.
Электродвигатели постоянного тока
Двигатели постоянного тока широко применяются в качестве привода электротранспорта, промышленного оборудования, а также микропривода исполнительных механизмов. Такие электрические машины обладают следующими преимуществами:
- Возможность регулировки частоты вращения путем изменения напряжения в обмотке возбуждения. При этом крутящий момент на валу ДПТ (двигатели постоянного тока) остается неизменным.
- Высокий к.п.д. (коэффициент полезного действия) у машин постоянного тока несколько выше, чем у самых распространенных асинхронных двигателей переменного тока. При неполной нагрузке на валу к.п.д. ДПТ выше на 10-15%.
- Возможность изготовления ДПТ небольших габаритов. Практически все используемые микроприводы рассчитаны на постоянный ток.
- Простота схем управления. Для пуска, реверса и регулирования скорости и момента не требуется сложного электронного оборудования и большого количества аппаратов для коммутации.
- Возможность работы в режиме генератора. Электродвигатели такого типа можно использовать в качестве источников постоянного тока.
- Высокий пусковой момент. ДПТ используют в составе электроприводов кранов, тяговых и грузоподъемных механизмов, где требуется запуск под значительной нагрузкой.
ДПТ различают по способу возбуждения, они бывают:
- С постоянными магнитами. Такие двигатели отличаются малыми габаритами. Основная область их применения – микроприводы.
- С электромагнитным возбуждением.
Электрические машины с электромагнитами такого типа получили самое широкое распространение. Их классифицируют по способу подключения обмотки статора:
- Двигатели с параллельным возбуждением. Обмотки якоря и статора в электрической машине такого типа соединены параллельно. Такие электрические машины не требуют дополнительного источника питания для обмотки возбуждения, скорость вращения ротора практически не зависит от нагрузки. Их используют для привода металлорежущих станков и другого оборудования.
- Электродвигатели с последовательно включенной обмоткой статора. ДПТ этого типа имеют значительный пусковой момент. Их применяют в качестве привода электротранспорта и промышленных установок с необходимостью пуска под нагрузкой.
- Двигатели с независимым возбуждением. Для питания обмотки статора таких электромашин используется независимый источник постоянного тока. ДПТ такого типа отличаются широким диапазоном регулирования скоростей.
- Электрические машины со смешанным возбуждением. Электромагнит возбуждения в таких двигателях поделен на 2 части. Одна из них включена параллельно, вторая последовательно обмотке якоря. Электрические машины такого типа используются в механизмах и оборудовании, где необходим высокий пусковой момент, а также переменная и постоянная скорость при переменном моменте.
Ремонт или замена? Выбор за вами!
Опытному в вопросах электротехники домашнему мастеру вполне под силу произвести ремонт якоря на перфораторе своими руками. Начинают работы с определения неисправности. В случае обрыва или короткого замыкания витков обмотки якоря причина «молчания» перфоратора или медленного вращения его ротора (которое сопровождается интенсивным искрением по всему периметру) легко устанавливается тестером. Искрение, а также попытка якоря перфоратора вращаться в разные стороны, является следствием замыкания части витков в обмотке. Если же искрение носит характер единичной, но длинной искры – то причина в обрыве провода или плохом его контакте с самим коллектором.
При проверке стоит проверить также возможность пробоя на корпус якоря. При замерах значений фактического сопротивления полученные величины не должны быть меньше нескольких Ом.
При выработке подшипника перфоратора возможен существенный дисбаланс оси вращения якоря при работе перфоратора. Эта неисправность диагностируется после того, когда пробоя в витках обмотки не установлено. Для этого необходимо подключить перфоратор к реостату, и плавно повышать напряжение до номинального. Если в ходе диагностики тон работы электродвигателя изменяется, а вибрации якоря нарастают, то балансировка ротора необходима.
Поскольку перемотку якоря в домашних условиях произвести практически нереально, то рекомендуется прибегнуть к услугам специализированных мастерских. Цена перемотки якоря на перфоратор для большинства моделей (от Bosch, DeWalt, Makita и др.) зависит от мощности инструмента, и его исполнения (бытовой или профессиональный). Если мощность привода не превышает 1000 Вт, то услуга обойдётся в 1000…1200 руб., для привода мощностью до 1500 Вт – 1500…1600 руб., а для более мощных перфораторов – до 2500 руб. Комплексные услуги по ремонту (например, замена подшипника) могут обойтись и в 3500…4000 руб. При этом диагностика неисправностей в большинстве мастерских выполняется бесплатно.
Магнитный угольник для сварки. Нужно только выбрать градус!
Стержни для клеевого пистолета. Выбираем правильно!
Перемотка электродвигателя включает:
Процесс ремонта заключается в удалении устаревшей обмотки и намотке нового провода. При этом используют провод аналогичного сечения и выполняют такое же количество витков, какое было изначально.
Капитальный ремонт эл двигателей выполняется с помощью индикатора дефектов, специальной электрической печи и других инструментов. Поэтому, справиться с задачей может только компания, которая специализируется на таком виде ремонта.
Этапы перемотки эл двигателя:
- Разборка оборудования, извлечение изоляции и обмотки.
- Выполнение расчетов.
- Намотка и укладка обмоточных катушек.
- Пайка соединений катушек.
- Обработка электротехническим лаком в печи.
- Проверка работы двигателя.
После проверки может быть выявлена потребность в замене или ремонте других деталей.
Плюсы перемотки электродвигателя перед покупкой нового устройства
Перемотка обеспечивает корректную работку каждого элемента оборудования. При этом выражены такие преимущества ремонта перед покупкой нового двигателя:
- Оптимальная стоимость ремонта. Перемотка электродвигателя обходится примерно на 60% дешевле покупки нового оборудования.
- Ремонт занимает мало времени. На выбор, проверку, доставку нового агрегата может уйти больше времени, чем на срочный ремонт старого устройства.
- Перемотка продлевает эксплуатацию мотора. Результат качественного ремонта аналогичен запуску нового устройства.
Преимущество перемотки в заключается в гарантийном сроке на выполненную работу. Доверяя ремонт электродвигателя специализированной компании, вы экономите деньги, получаете быстрый результат и гарантию на выполненную работу.
Процесс изготовления щёчек
На гайку необходимо положить бумагу, сверху следует пробить отверстие болтом. После надевания бумаги на болт в верхней части его ставится шайба. Всего следует проделать четыре такие детали. Накручивание гаек проводят на верхнюю щёчку, снизу следует подложить шайбочку и зафиксировать конструкцию с помощью термоклея. Конструкция каркаса готова.
Далее необходима перемотка проволоки для электродвигателей своими руками. Конец проволоки наматывают на каркас, скручивая при этом концы проволоки, чтобы катушка была красива и презентабельна. Далее следует раскрутить гайки удалить болт. Начало и конец проволоки очищают от лака, а затем устанавливают конструкцию на болт.
Сделав подобным образом вторую катушку, необходимо соединить конструкцию и проверить, как работает электродвигатель. Шляпку болта подключают к плюсу. Следует провести плавный пуск электродвигателя, собранного своими руками.
Если катушки соединены параллельно, то происходит уменьшение суммарного сопротивления и возрастания электрического тока. Если соединяется конструкция последовательно. то суммарное сопротивление увеличивается, а электрический ток сильно уменьшается.
Проходя через конструкцию катушки, наблюдается увеличение электрического тока, что приводит к увеличению размеров магнитного поля. При этом электрический магнит сильно притягивает к себе электродвигательный якорь.
Если конструкция собрана правильно, то работа электродвигателя происходит быстро и эффективно. Чтобы собрать модель электродвигателя, не нужны какие-то специальные навыки и знания.
Можно на просторах интернета найти пошаговую инструкцию с фото на каждом из этапов. Воспользовавшись этим, любой человек быстро может собрать электродвигатель из подручных материалов.
Что необходимо для перемотки переменного коллекторного двигателя своими руками?
Перед тем, как приступить к перемотке, нужно подготовить следующий список материалов и инструментов:
- радиотехнический мультиметр – приспособление измеряет показания тока и проводимости устройств. При его отсутствии можно воспользоваться любым индикатором напряжения: мегомметром, лампочкой на 12 В мощностью до 40 ВТ;
- новую намотку коллекторного ротора – при этом диаметр жилы должен быть тождественным аналогичному показателю старой обмотки;
- радиотехнический паяльник;
- картон диэлектрического типа – толщина до 0,3 мм включительно;
- строительный лак. Но допустимо использование эпоксидной смолы;
- моток х/б нитей;
- наждачка для лучшей подготовки материала.
Но, чтобы намотка коллекторного агрегата – двигателя не занимала дополнительное время, сперва необходимо определиться с проблемой, вызвавшей неисправность установки.
Проверка работоспособности двигателя
Первый этап – разборка силовой установки. При возникновении межвиткого замыкания появляется соответствующий запах. Он вызван оплавлением покрытия. Если таковы не были обнаружен, то следует проверить ламели якоря. Для этого использовать мультиметр. Его нужно переключить в режим работы омметра, поставить диапазон измерений в 200 Ом. Далее, щупами прозвонить структуру якорного механизма, смена сопротивления – поломка катушки индуктивности.
Нюанс: Роль омметра сыграет лампочка. Она подключается плюсом/минусом на клеммы мотора, а непосредственно в разрыве размещается. Рукой вращается вал, моргание лампы свидетельствует о межвитковом замыкании. Когда лампочка не горит, тогда – обрыв цепи, полное отсутствие сопротивления в ламели.
Стоит учесть, что сопротивление статорных катушек незначительное, а потому для измерения показателей нужно задействовать приборы, имеющие высокий класс точности. Они способны уловить малейшие колебания параметров. Как правило, используются приспособления, базирующиеся на потенциометре, дополнительном источнике питания.
Измерения проводятся следующим образом:
- катушка мотора подключается к схеме с потенциометром;
- прибором ставится ток в один ампер;
- осуществляется расчет по формуле, где Rk – сопротивление статорной катушки, Uпит – напряжение дополнительного источника питания, а R – сопротивление потенциометра, равняющиеся падению напряжения катушки (обозначение вольтметра).
Смена изношенной обмотки на новую позволит избежать перегорание двигателя. Это же способствует продлению срока службы. Повторную намотку рекомендовано осуществлять с периодичностью не реже, чем 1 раз в 2 года.
Алгоритм определения, где произошло межвитковое замыкание (МЗ). Технология следующая:
- статор отсоединяется от элемента, который находится во вращении (ВЭ);
- подключается к источнику пониженного питания – проводится за счет добавления трансформатора;
- к последнему помещается стальной шарик;
- работоспособные катушки провоцируют движение шарика по внутренней поверхности в непрерывном режиме. МЗ вызовет прилипание подшипника.
Вышеупомянутые советы помогут максимально точно определить неисправность. Но бывают ситуации, когда требуется использование специализированных метрологических установок – целесообразно, если необходимо провести диагностику работоспособности габаритных агрегатов переменного тока. Машины отличаются не только типом применения, но и рабочей средой взаимодействия, различные и схемы электрических обмоток. Поэтому аспекты ремонта различаются.
Конструкция коллекторного двигателя и связь её с потерями
При конструировании коллекторных двигателей принимаются во внимание сведения, касающиеся потерь. Выделяются трёх видов:
Электрическими принято называть тепловые потери при движении токов по проводникам. Для снижения указанной величины обмотки выполняются из меди, имеющей наименьшее удельное сопротивление из доступных материалов. Понятно, что лучше взять серебро, а золото – просто отлично, но это слишком дорого. Тепловые потери зависят от сечения. Нельзя выбирать толщину проводников слишком малой. С этой точки зрения она ограничивается рассеиваемой мощностью, не меньше реально присутствующей в двигателе. Иначе обмотка сгорит. Слишком толстые проводники из меди, впрочем, сделают двигатель громоздким и тяжёлым, плюс – дорогим
Важное дополнение: двигатели обязаны сопровождаться средствами защиты. Уместны термопредохранители или реле, находятся в свободной продаже
А значения срабатывания выбираются ниже температуры выгорания обмотки (изоляции). Обычно 135 градусов Цельсия. Технические данные на предельные температуры проводов приводятся в характеристиках (data sheet).
Обычно при питании коллекторного двигателя переменным током используется последовательное включение обмоток. В противном случае выходит слишком большое индуктивное сопротивление.
К сказанному добавим, что при питании коллекторного двигателя переменным током вступает в роль индуктивное сопротивление обмоток. Поэтому при одинаковом действующем напряжении частота оборотов понизится. Полюса статора и корпус уберегаются от магнитных потерь. В необходимости этого легко убедиться на простом опыте: питайте маломощный коллекторный двигатель от батарейки. Его корпус останется холодным. Но если теперь подать переменный ток с прежним действующим значением (по показаниям тестера), картина изменится. Теперь корпус коллекторного двигателя начнёт греться.
Эскиз сбора статора в поперечном срезе и сбоку
Потому даже кожух стараются собрать из листов электротехнической стали, клепая либо склеивая при помощи БФ-2 и аналогов. Наконец, дополним сказанное утверждением: листы набираются по поперечному срезу. Часто статор собирается по эскизу, показанному на рисунке. В этом случае катушка наматывается отдельно по шаблону, потом изолируется и надевается обратно, упрощая сборку. Что касается методик, проще нарезать сталь на плазменном станке, и не думать о цене мероприятия.
Проще найти (на свалке, в гараже) уже готовую форму для сборки. Потом уже намотать под неё катушки из медной проволоки с лаковой изоляцией. Заведомо диаметр подбирается больше. Вначале готовую катушку натягивают на первый выступ сердечника, потом на второй. Прижимают проволоку так, что по торцам остаётся небольшой воздушный зазор. Считается, подобное не критично. Чтобы держалось, у двух крайних пластин острые углы срезаются, оставшаяся серёдка отгибается наружу, отжимая торцы катушки. Это поможет собрать двигатель по заводским меркам.
Часто (особенно в блендерах) находится разомкнутый сердечник статора. Это не искажает форму магнитного поля. Раз полюс единственный, особой мощности ожидать не приходится. Форма сердечника напоминает букву П, между ножками литеры в магнитном поле вертится ротор. Под устройство сделаны кругообразные прорези в нужных местах. Подобный статор нетрудно собрать самостоятельно из старого трансформатора. Это проще, нежели сделать электродвигатель с нуля.
Сердечник в месте намотки изолируется стальной гильзой, по бокам – диэлектрическим фланцами, вырезанными из любого подходящего пластика.
Во многих бытовых устройствах и самодельных конструкциях в качестве привода используются электрические машины небольшой мощности. Несмотря на высокую надежность электромоторов, их выход из строя по ряду причин — не редкость. Учитывая относительно высокую стоимость этих устройств, практичнее осуществлять их ремонт, а не замену. Предлагаем рассмотреть возможность перемотки электродвигателей в домашних условиях.
Перемотка электродвигателей своими руками
Несмотря на то, что электродвигатели – это очень надежное оборудование, их выход из строя не редкость. Учитывая их немалую стоимость, гораздо выгоднее выполнить ремонт, чем покупать новый агрегат. Некоторые умельцы при помощи несложных приспособлений делают это даже в домашних условиях. Однако стоить отметить, что перемотка электродвигателей требует специальных знаний и навыков. Предлагаем рассмотреть основные операции, которые необходимо проделывать при выполнении этих работ.
ВНИМАНИЕ!Электромонтажные работы следует проводить только с полным следованием правилам техники безопасности. Ремонт промышленных электродвигателей осуществляется в специальных мастерских или цехах
Как правило, на каждом предприятии есть специальные службы, выполняющие эти работы. Учитывая, что вес промышленных э/двигателей нередко достигает сотен и даже тысяч килограммов, при их ремонте не обойтись без специального оборудования. Поэтому речь пойдет не о них, а о компактных промышленных и бытовых моделях, ремонт которых можно выполнить своими руками.
Обмоточные данные электродвигателя
Это очень важные параметры, влияющие на рабочие характеристики агрегата. Самый простой способ их получить – обратиться к соответствующим источникам, самый надежный из которых — паспорт изделия. Найти эту информацию можно и по маркировке двигателя с открытых источниках.
Паспортные данные электродвигателя должны включать следующее:
- Тип двигателя
- Количество фаз
- Частота (Гц)
- Номинальная мощность (Вт или кВт)
- Напряжение питания (В)
- Потребляемый ток (А)
- Число оборотов (об/мин)
- КПД двигателя
- Коэффициент мощности cosφ
- Степень защиты
- Класс изоляции
Количество катушек можно определить визуально, после разборки двигателя. Диаметр необходимого для перемотки эмальпровода замеряют штангенциркулем. А количество витков эмалированного провода можно определить во время снятия старой. Для этого обмотки проводов одной из катушек аккуратно разрезают и производят пересчет.
Ремонт и перемотка электродвигателей своими руками —последовательность действий
- Отключение от питающей сети
- Демонтаж с места установки
- Демонтаж защитного кожуха охлаждающего вентилятора
- Демонтаж крыльчатки вентилятора
- Разборка электродвигателя
- Демонтаж ротора
- Демонтаж обмотки
- Очистка ротора и статора от грязи, нагара и остатков пропитки
- Укладка катушек в пазы
- Пропитка обмотки
- Сушка электродвигателя
- Проверка катушек омметром
- Сборка электродвигателя
- Пробный запуск
Перемотка статора
В качестве примера – перемотка асинхронного двигателя. Перед началом разборки корпус двигателя обычно протирают влажной ветошью и хорошенько высушивают. Намотка катушечных групп производится либо на специальном станке, либо вручную с использованием шаблонов. После того как катушки уложены в специальные пазы, их необходимо обвязать и соединить в единую цепь. После перемотки электродвигатель необходимо пропитать специальной пропиткой. Для этого корпус нагревают до температуры +40-+50°С и опускают в емкость с пропиточным лаком. После полного высыхания производится замер сопротивления катушек статора (полученные значения должны быть одинаковыми), а так же «прозвонка» катушек и корпуса на предмет пробоя. Затем двигатель собирают и производят пробный пуск.
Перемотка якоря
Процесс перемотки коллекторных двигателей почти не отличается от статорных за исключением некоторых нюансов. Как правило, в них чаще всего проблемы возникают в обмотке ротора. Соответственно, на перемотку чаще всего отправляют якорь. Кроме того, сам якорь после перемотки необходимо отбалансировать. Для этого понадобятся специальные станки и приспособления.
Ремонт и перемотка электродвигателей – достаточно непростой и трудоемкий процесс. Возможно ли делать перемотку электродвигателей в домашних условиях? Возможно, но для этого необходима соответствующая квалификация и оборудованная всем необходимым мастерская. Выполнять такую работу «на коленке» — пустая трата времени.
Оригинал статьи размещен на нашем сайте cable.ru .
Если этот материал был для Вас полезным, поделитесь
А для того, чтобы не пропустить выход новых статей, ставьте «лайк»
Источник